Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
| №п/п | Наименование раздела | Номер страницы |
| 1. | Титульный лист | 1 |
| 2. | Оглавление | 2 |
| 3. | Пояснительная записка | 3 |
| 4. | Планируемые результаты изучения учебного предмета | 4 |
| 5. | Тематическое планирование | |
| 6. | Проверяемые элементы содержания |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.
Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов.
В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Основные цели курса
- диагностика проблемных зон;
- эффективное выстраивание систематического повторения;
- помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ОГЭ.
- успешно пройти ГИА по математике.
Задачи курса
- повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
- развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
- сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
- вести планомерную подготовку к экзамену;
- закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Место курса в учебном плане
Программой отводится — 34 часа (1 час – в неделю )
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик:
- научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
- получит возможность: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов.
Формы организации деятельности обучающихся:
- Групповые;
- Индивидуально — групповые;
- Компьютерные практикумы ( дома )
Система работы по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе.
- Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
- Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, РАО и др.
- Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| №/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | примечание | |
| План | Факт | ||||
| Алгебра | |||||
| 1 | Числа и вычисления | 1 | |||
| 2 | Анализ диаграмм, таблиц, графиков | 1 | |||
| 3 | Числовые неравенства, координатная прямая | 1 | |||
| 4 | Числа, вычисления и алгебраические выражения | 1 | |||
| 5 | Числа, вычисления и алгебраические выражения | 1 | |||
| 6 | Простейшие текстовые задачи | 1 | |||
| 7 | Простейшие текстовые задачи | 1 | |||
| 8 | Текстовые задачи повышенной сложности | 1 | |||
| 9 | Текстовые задачи повышенной сложности | 1 | |||
| 10 | Текстовые задачи повышенной сложности | 1 | |||
| 11 | Статистика, вероятности | 1 | |||
| 12 | Статистика, вероятности | 1 | |||
| 13 | Графики функций и их свойства. | 1 | |||
| 14 | Графики функций и их свойства. | 1 | |||
| 15 | Графики функций и их свойства. | 1 | |||
| 16 | Арифметические и геометрические прогрессии | 1 | |||
| 17 | Арифметические и геометрические прогрессии | 1 | |||
| 18 | Алгебраические выражения | 1 | |||
| 19 | Расчеты по формулам | 1 | |||
| 20 | Уравнения, неравенства и их системы | 1 | |||
| 21 | Уравнения, неравенства и их системы | 1 | |||
| Геометрия | |||||
| 22 | Практические задачи по геометрии | 1 | |||
| 23 | Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы | 1 | |||
| 24 | Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы | 1 | |||
| 25 | Окружность, круг и их элементы | 1 | |||
| 26 | Окружность, круг и их элементы | 1 | |||
| 27 | Фигуры на квадратной решётке | 1 | |||
| 28 | Анализ геометрических высказываний | 1 | |||
| 29 | Геометрическая задача на вычисление | 1 | |||
| 30 | Геометрическая задача на доказательство | 1 | |||
| 31 | Геометрическая задача на доказательство | 1 | |||
| 32 | Геометрическая задача повышенной сложности | 1 | |||
| 33 | Геометрическая задача повышенной сложности | 1 | |||
| 34 | Итоговое занятие. | 1 | |||
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН.
Таблицу квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Калькуляторы на экзамене не используются. На экзамене запрещено пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи.
С 2018 года выпускники девятых классов должны сдавать четыре экзамена формата ОГЭ, два из которых обязательные, а два по выбору.
Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются.
Для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов, из них
-не менее 3 баллов в модуле «Алгебра»,
-не менее 2 баллов в модуле «Геометрия»
-не менее 2 баллов в модуле «Реальная математика».
За каждое правильно выполненное задание части 1 выставляется 1 балл. В каждом модуле части 2 задания оцениваются в 2 балла.
Всего заданий 26, из них:
заданий по алгебре — 11,
по геометрии — 8,
по реальной математике — 7.
Заданий базового уровня сложности 20, повышенного — 4, высокого — 2.
Работа рассчитана на 235 минут.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный.
| Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
| Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 2. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 3.Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 4. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 5. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 6. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 3-5 |
| Задание 7. Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 3-5 |
| Задание 8. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 |
| Задание 9. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 |
| Задание 10. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 |
| Задание 11. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 |
| Задание 12. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 |
| Задание 13. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Б | 1 | 5 |
| Задание 14. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. | Б | 1 | 5 |
| Задание 15. Описывать с помощью функций различные реальные зависимостмежду величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей | Б | 1 | 5 |
| Задание 16. Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов | Б | 1 | 5 |
| Задание 17. Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | Б | 1 | 10 |
| Задание 18. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках | Б | 1 | 10 |
| Задание 19. Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | Б | 1 | 10 |
| Задание 20. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами | Б | 1 | 10 |
| Задание 21 (С1). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций | П | 2 | 15-20 |
| Задание 22 (С2). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | П | 2 | 15-20 |
| Задание 23 (С3). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | В | 2 | 15-20 |
| Задание 24 (С4). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 2 | 15-20 |
| Задание 25 (С5). Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | П | 2 | 15-20 |
| Задание 26 (С6). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | В | 2 | 15-20 |
ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение
экзаменационной работы в целом в отметку по математике
| Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
| Суммарный балл за работу в целом | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22 – 32 |
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение
заданий, относящихся к разделу «Алгебра» в отметку по алгебре
| Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
| Суммарный балл за работу в целом | 0 – 4 | 5 – 10 | 11 – 15 | 16 – 20 |
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение
заданий, относящихся к разделу «Геометрия» в отметку по геометрии
| Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
| Суммарный балл за работу в целом | 0 – 2 | 3 – 4 | 5 – 7 | 8 – 12 |
