Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики 1 категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010
- Учебного плана и локальных актов МОКУ «Любачанская СОШ»
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком геометрии;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; математической речи; сенсорной сферы; двигательной моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Геометрия изучается в 7 классе 2 ч в неделю, всего 68 ч.; 8 класс 2 ч в неделю, всего 68 ч; 9 класс 2 ч в неделю, всего 68 ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Предусматривается применение следующих технологий обучения: технологии полного усвоения, технологии обучения на основе решения задач, технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, личностно ориентированное обучение, ИКТ-технологии, технологии уровневой дифференциации, элементы проблемного обучения.
Виды контроля: промежуточный контроль, предупредительный контроль, контрольные работы.
Формы контроля: контрольные работы, зачеты, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты.
Содержание курса
Вводное повторение (2 ч.)
- I. Векторы (12 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
- II. Метод координат (10 ч.)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
III. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
- IV. Длина окружности и площадь круга (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
- V. Движения (10 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
- VI. Повторение. Решение задач (8 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
| № | Разделы, блоки | Контроль | Количество часов | |
| Контр.раб. | Проверочные | |||
| 1 | Вводное повторение | 2 | ||
| 2 | Векторы | 1 | 12 | |
| 3 | Метод координат | 1 | 10 | |
| 4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 1 | 14 | |
| 5 | Длина окружности и площадь круга | 1 | 12 | |
| 6 | Движения | 1 | 10 | |
| 7 | Повторение. Решение задач | 1 | 8 | |
| ИТОГО | 5 | 68 | ||
Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 9 классе из расчёта 2 часа в неделю, всего 68 часов
| № урока | Тема раздела, урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Вводное повторение (2 ч.) | ||||
| 1 | Повторение. Решение задач | 05.09 | ||
| 2 | Повторение. Решение задач | 08.09 | ||
| Глава 9.
Векторы (12 ч.) |
||||
| 3 | Понятие вектора | 12.09 | ||
| 4 | Откладывание вектора от данной точки | 15.09 | ||
| 5 | Сумма двух векторов | 19.09 | ||
| 6 | Сумма нескольких векторов | 22.09 | ||
| 7 | Вычитание векторов | 26.09 | ||
| 8 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | 29.09 | ||
| 9 | Умножение вектора на число | 03.10 | ||
| 10 | Умножение вектора на число | 06.10 | ||
| 11 | Применение векторов к решению задач | 10.10 | ||
| 12 | Средняя линия трапеции | 13.10 | ||
| 13 | Решение задач по теме «Векторы» | 17.10 | ||
| 14 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | 20.10 | ||
| Глава 10.
Метод координат (10 ч.) |
||||
| 15 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 24.10 | ||
| 16 | Координаты вектора | 27.10 | ||
| 17 | Простейшие задачи в координатах | 10.11 | ||
| 18 | Простейшие задачи в координатах | 14.11 | ||
| 19 | Решение задач методом координат | 17.11 | ||
| 20 | Уравнение окружности | 21.11 | ||
| 21 | Уравнение прямой | 24.11 | ||
| 22 | Уравнение окружности и прямой. Решение задач | 28.11 | ||
| 23 | Урок подготовки к контрольной работе | 01.12 | ||
| 24 | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат» | 05.12 | ||
| Глава 11.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 ч.) |
||||
| 25 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 08.12 | ||
| 26 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 12.12 | ||
| 27 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 15.12 | ||
| 28 | Теорема о площади треугольника | 19.12 | ||
| 29 | Теоремы синусов и косинусов | 22.12 | ||
| 30 | Решение треугольников | 26.12 | ||
| 31 | Решение треугольников | 29.12 | ||
| 32 | Измерительные работы на местности | 12.01 | ||
| 33 | Обобщающий урок | 16.01 | ||
| 34 | Скалярное произведение векторов | 19.01 | ||
| 35 | Скалярное произведение векторов в координатах | 23.01 | ||
| 36 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач | 26.01 | ||
| 37 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 30.01 | ||
| 38 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 02.02 | ||
| Глава 12.
Длина окружности и площадь круга (12 ч.) |
||||
| 39 | Правильный многоугольник | 06.02 | ||
| 40 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 09.02 | ||
| 41 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его сторон и радиуса вписанной окружности | 13.02 | ||
| 42 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 16.02 | ||
| 43 | Длина окружности | 20.02 | ||
| 44 | Длина окружности. Решение задач | 27.02 | ||
| 45 | Площадь круга и кругового сектора | 02.03 | ||
| 46 | Площадь круга и кругового сектора. Решение задач | 06.03 | ||
| 47 | Обобщение по теме «Длина окружности и площадь круга» | 09.03 | ||
| 48 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 13.09 | ||
| 49 | Подготовка к контрольной работе | 16.03 | ||
| 50 | Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 20.03 | ||
| Глава 13.
Движения (10 ч.) |
||||
| 51 | Понятие движения | 23.03 | ||
| 52 | Свойства движений | 06.03 | ||
| 53 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия» | 10.04 | ||
| 54 | Параллельный перенос | 13.04 | ||
| 55 | Поворот | 17.04 | ||
| 56 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 20.04 | ||
| 57 | Решение задач по теме «Движения» | 24.04 | ||
| 58 | Решение задач по теме «Движения» | 27.04 | ||
| 59 | Подготовка к контрольной работе | |||
| 60 | Контрольная работа №5 по теме «Движения» | 04.05 | ||
| Повторение (8 ч.) | ||||
| 61 | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые» | 08.05 | ||
| 62 | Повторение по теме «Треугольники» | |||
| 63 | Повторение по теме «Треугольники» | 11.05 | ||
| 64 | Повторение по теме «Окружность» | |||
| 65 | Повторение по теме «Четырёхугольники. Многоугольники» | 15.05 | ||
| 66 | Повторение по темам «Векторы. Метод координат. Движения» | 18.05 | ||
| 67 | Контрольная работа №6 «Итоговая» | 22.05 | ||
| 68 | Об аксиомах планиметрии | 25.05 |
Учебно-методический комплекс:
- Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
- Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
- Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса / Зив Б.Г., Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
- Дидактические материалы по геометрии для 8 класса / Зив Б.Г., Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
- Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Зив Б.Г., Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
- Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000
Используемые учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации:
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009
