Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики 1 категории
Оглавление
| №п/п
|
Название раздела | Страница |
| 1. | Титульный лист | 1 |
| 2. | Оглавление | 2 |
| 3. | Пояснительная записка | 3 |
| 4. | Планируемые результаты изучения курса | 6 |
| 5. | Содержание курса | 7 |
| 6. | Тематическое планирование | 8 |
| 7. | Календарно-тематическое планирование | 9 |
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рассматриваемые вопросы предназначены для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, и для их углубления. Курс разработан на основе государственной программы по математике для 7 класса, учебников по алгебре для 7 класса А.Г. Мордковича и пособий с набором нестандартных задач. Главным пособием для детей является учебник, по которому идет преподавание на основных уроках, что позволяет значительно экономить время как учителя, так и учащихся при подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий.
Программа курса состоит из ряда независимых разделов, так что изучение любой темы факультатива не предполагает изучение других тем. В нее внесены вопросы непосредственно связанные с материалом основного курса.
Целью изучения являются: на популярном, практическом, игровом уровне познакомить учащихся с материалом, не рассматриваемым в школьном курсе математики, и углубить знания учащихся по отдельным вопросам.
Задачи программы:
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
- развитие способностей и интересов учащихся;
- развитие математического мышления;
- формирование активного познавательного интереса к предмету.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- научиться доказывать утверждения в общем виде;
- правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
- уметь работать с дополнительной литературой;
- создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
- закрепить навык индивидуальной работы, работы в группах и парах сменного состава.
На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи.
Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.
Так же предусмотрен список литературы как для учителя, так и для учащихся.
Динамика интереса учащихся к курсу будет осуществляться в виде теста на первом занятии, во время выступлений детей на текущих занятиях. Последнее занятие планируется провести в форме защиты рефератов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- Расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, неравенство, система неравенств, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и;
- Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических;
- Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Процесс обучения математике направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. В основу составления учебных заданий положены идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С психолого-методологической точки зрения они позволяют организовать обучение с опорой на опыт школьников основного звена, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти идеи дают возможность постепенно вводить детей в мир теоретических знаний и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. С точки зрения образования вышеуказанные идеи являются основой для дальнейшего изучения закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики
Основные методические особенности факультатива:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом
Содержание программы:
1.Действительные числа
Множество Натуральных чисел. Свойства натуральных чисел. Рациональные и иррациональные числа. Обращение периодических десятичных дробей в обыкновенные.
2.Математика в физике
Формулы. Стандартный вид числа
3.Уравнение с одним неизвестным
Решение линейных уравнений с модулем. Решение линейных уравнений с параметром.
4.Разложение многочленов на множители
Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Куб суммы. Куб разности. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.
5.Алгебраические дроби
Область допустимых значений. Решение дробно-рациональных уравнений с модулем. Решение дробно-рациональных уравнений с параметром
6.Линейная функция и график
Функция. Область определения. Область значения. Способы задания функции. График функции. Графики функций: у = кх, у = кх+m, у =х. Графики кусочных функций. Графический способ решения линейных уравнений с модулем и параметром.
Тематическое планирование
| № п/п | Название раздела | Количество часов |
| 1. | Действительные числа | 4 |
| 2. | Математике в физике | 3 |
| 3. | Уравнение с одним неизвестным | 6 |
| 4. | Разложение многочленов на множители | 9 |
| 5. | Алгебраические дроби | 5 |
| 6. | Линейная функция и её график | 7 |
Календарно тематическое планирование факультативного курса
7 класс
1 час в неделю, всего 34 часов
| №
урока |
Тема урока раздела, урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | |
| Действительные числа (4 ч.) | |||||
| 1. | Множество натуральных чисел. Свойства натуральных чисел. | 08.09 | |||
| 2. | Рациональные и иррациональные числа. | 15.09 | |||
| 3. | Обращение периодических десятичных дробей в обыкновенные | 22.09 | |||
| 4. | Обращение периодических десятичных дробей в обыкновенные | 29.09 | |||
| Математика в физике (3 ч.) | |||||
| 5. | Формулы. | 06.10 | |||
| 6. | Стандартный вид числа | 13.10 | |||
| 7. | Математика в физике | 20.10 | |||
| Уравнение с одним неизвестным (6 ч.) | |||||
| 8. | Решение линейных уравнений с модулем вида: ׀f(x)׀=а, ׀f(x)׀=׀g(x), ׀f(x)׀= g(x). | 27.10 | |||
| 9. | Решение линейных уравнений с модулем вида: ׀f(x)׀=а, ׀f(x)׀=׀g(x), ׀f(x)׀= g(x). | 10.11 | |||
| 10. | Решение линейных уравнений с модулем вида: ׀f(x)׀=а, ׀f(x)׀=׀g(x), ׀f(x)׀= g(x). | 17.11 | |||
| 11. | Решение линейных уравнений с параметром | 24.11 | |||
| 12. | Решение линейных уравнений с параметром | 01.12 | |||
| 13. | Решение линейных уравнений с параметром | 08.12 | |||
| Линейная функция и график (9 ч.) | |||||
| 14. | Функция. Область определения. Область значения. | 15.12 | |||
| 15. | Способы задания функции. | 22.12 | |||
| 16. | График функции. | 29.12 | |||
| 17. | Графики функций: у = к׀х׀, у = ׀ кх׀, у =׀х׀, ׀у׀ = х. | 12.01 | |||
| 18. | Графики функций: у = к׀х׀, у = ׀ кх׀, у =׀х׀, ׀у׀ = х | 19.01 | |||
| 19. | Графики функций: у = к׀х׀+b, y = ׀ kx + b׀ | 26.01 | |||
| 20. | Графики кусочных функций | 02.02 | |||
| 21. | Графический способ решения линейных уравнений с модулем и параметром. | 09.02 | |||
| 22. | Линейная функция и график | 16.02 | |||
| Разложение многочленов на множители (5 ч.) | |||||
| 23. | Формулы: куб суммы и куб разности | 02.03 | |||
| 24. | Формула разности квадратов | 09.03 | |||
| 25. | Формула разности квадратов | 16.03 | |||
| 26. | Выделение полного квадрата | 23.03 | |||
| 27. | Разложение многочленов на множители | 06.04 | |||
| Алгебраические дроби (7 ч.) | |||||
| 28. | Область допустимых значений | 13.04 | |||
| 29. | Решение дробно-рациональных уравнений с модулем | 20.04 | |||
| 30. | Решение дробно-рациональных уравнений с модулем | 27.04 | |||
| 31. | Решение дробно-рациональных уравнений с параметром | 04.05 | |||
| 32. | Решение дробно-рациональных уравнений с параметром | 11.05 | |||
| 33. | Решение дробно-рациональных уравнений с параметром | 18.05 | |||
| 34. | Итоговое занятие | 25.05 |
