Доклад к родительскому собранию «Зачем нужно выполнять домашнее задание?»

Доклад к родительскому собранию

«Зачем нужно выполнять домашнее задание?»

Мы часто слышим от детей такие фразы : «Я не хочу делать домашнее задание», « Я не люблю учиться в школе». Каково же слышать это родителям и педагогам, которые заинтересованы в учебе детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения к получению знаний. Отсутствие мотивации к учебе у детей – основная проблема, с которой сталкиваются учителя и родители. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Попробуем разобраться в причинах отсутствия интереса к получению знаний у детей.

Иногда причины могут быть самыми очевидными: отсутствие помощи со стороны родителей в организации режима дня школьника, большое количество развлечений, окружающих ребенка. Также могут быть менее явные причины: неприятие и непонимание школьного предмета.

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником учебного процесса. Большинство современных детей понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. Родители и педагоги не должны забывать о том, что дети получают знания не только в школе. Повседневная жизнь человека, его личность, черты характера – все это определяет его стремление к учебе. Для того чтобы поддерживать заинтересованность в ребенке, нужно понимать, как достигается и как возникает в человеке желание учиться. Часто родителям приходится стимулировать интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле.

Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать что-то новое, хотя на самом деле все это очень просто — сходить с ребенком в парк, в кино. Проведение свободного времени с ребенком в процессе выполнения домашней работы тоже является одной из ключевых возможностей для взаимодействия и установления доверия, что мотивирует ребенка на обучение.

Важным источником желания учиться является чувство радости от собственных достижений, чувство одобрения со стороны взрослых. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Поэтому учителям и родителям нужно дать почувствовать себя успешным ребенку — это будет способствовать большему желанию учиться.

Педагоги и родители должны помнить, чтобы заинтересовать ребенка в получении знаний необходимо найти то место, где он сможет осуществить эту активность. Это могут быть занятия в различных кружках и секциях, участие в олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка и создание ситуации успеха – деятельность, где ребенок может проявить себя, показать свои способности и таланты. И самое главное, ребенок должен понять, что учеба придает более глубокие духовные смыслы жизни человека. Образованные люди проживают красочную, интересную и насыщенную жизнь.

Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому.

Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.

ΙΙ. Главное назначение домашнего задания:    

— воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

— овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;

-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до 1 часа – в первом классе;

— до 1, 5 часов – во втором;

— до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

  1. Общие рекомендации к самоподготовке:
    выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
  • старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
  • о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
  • забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

  1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
  3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
  8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
  9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Тест на проверку состояния нервной системы

1.Часто ли вы хлопаете дверью, выходя из комнаты?

  1. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно испытывающим радость, воодушевление, бодрость?
  2. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?
  3. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?
  4. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?
  5. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы перейти к другой?
  6. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?
  7. Раздражает ли вас вид курящей женщины?
  8. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?10. Часто ли вам приходит в голову мысль, что вы можете заболеть или получить травму?1-4 у вас крепкая нервная система
  9. 5-6 пограничное состояние
  10. 7-10 ваша нервная система нуждается в поддержке

Скачать файл: Доклад к родительскому собранию «Зачем нужно выполнять домашнее задание?»