Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики 1 категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
2. Учебного плана школы на 2020 — 2021 учебный год.
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 5 ч в неделю в 10 и 11 классах. Из них на алгебру и начала анализа по 2 часа в неделю и 1 ч. из школьного компонента, всего 3 часа.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа .
Задачи учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику [2] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
Содержание учебного материала
1.Повторение материала 10 класса (4 ч)
2. Степени и корни (17 ч).
Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенные функции, их свойства и графики.
3. Показательная и логарифмическая функции (28 ч).
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
4. Первообразная и интеграл (9 ч.)
Первообразная. Задачи, приводящие к определению определенного интеграла.
Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур.
5. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности (11 ч.)
Статистическая обработка данных. Определение вероятности. Сочетание. Размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятность. Комбинаторные задачи.
6. Уравнения и неравенства и их системы (20 ч.)
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Общие методы решения уравнений. Решение неравенств с одной переменной. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Система уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
7. Итоговое повторение (13 ч.).
Учебно-тематический план
№ | Разделы, блоки | Контроль | Количество часов | |
Контр.раб. | Проверочные | |||
1 | Повторение | 1 | 4 | |
2 | Степени и корни | 1 | 1 | 17 |
3 | Показательная и логарифмическая функции | 3 | 1 | 28 |
4 | Первообразная и интеграл | 1 | 9 | |
5 | Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности | 1 | 11 | |
6 | Уравнения и неравенства и их системы | 1 | 20 | |
7 | Итоговое повторение | 1 | 13 | |
ИТОГО | 8 | 3 | 102 |
Календарно-тематическое планирование уроков по алгебре и началам анализа в 11 классе из расчёта 3 часа в неделю, всего 102 часа
№ урока | Тема раздела, урока | Дата | Примечания | |
По плану | Фактич. | |||
Повторение (4 ч.) | ||||
1 | Повторение | |||
2 | Решение тригонометрических уравнений | |||
3 | Производная и её применение | |||
4 | Вводная контрольная работа | |||
Глава 6. Степени и корни (17 ч.) | ||||
5 | Понятие корня n – ой степени из действительного числа | |||
6 | Понятие корня n – ой степени из действительного числа | |||
7 | Функции у = n √х, их свойства и графики | |||
8 | Построение и чтение графиков | |||
9 | Свойства корня n – ой степени | |||
10 | Свойства корня n – ой степени | |||
11 | Свойства корня n – ой степени | |||
12 | Преобразование выражений, содержащих радикалы | |||
13 | Преобразование выражений, содержащих радикалы | |||
14 | Преобразование выражений, содержащих радикалы | |||
15 | Контрольная работа №1 «Степени корни» | |||
16 | Обобщение понятия о показателе степени | |||
17 | Степень с дробным показателем | |||
18 | Степенные функции, их свойства и графики | |||
19 | Степенные функции, их свойства и графики | |||
20 | Построение и чтение графиков степенных функций | |||
21 | Проверочная работа | |||
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции (28 ч.) | ||||
22 | Показательная функция, её свойства и график | |||
23 | Показательная функция, её свойства и график | |||
24 | Построение графиков показательной функции | |||
25 | Показательные уравнения | |||
26 | Показательные неравенства | |||
27 | Решение показательных уравнений и неравенств | |||
28 | Обобщающий урок по теме «Показательная функция» | |||
29 | Контрольная работа №2 «Показательная функция» | |||
30 | Понятие логарифма | |||
31 | Логарифмическая функция, её свойства и график | |||
32 | Логарифмическая функция, её свойства и график | |||
33 | Свойства логарифма | |||
34 | Свойства логарифма | |||
35 | Логарифмические уравнения | |||
36 | Логарифмические уравнения | |||
37 | Логарифмические уравнения | |||
38 | Обобщающий урок по теме «Логарифмические уравнения» | |||
39 | Контрольная работа №3 «Логарифмические уравнения» | |||
40 | Логарифмические неравенства | |||
41 | Логарифмические неравенства | |||
42 | Логарифмические неравенства | |||
43 | Переход к новому основанию логарифма | |||
44 | Переход к новому основанию логарифма | |||
45 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций | |||
46 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций | |||
47 | Проверочная работа | |||
48 | Обобщающий урок | |||
49 | Контрольная работа №4 «Логарифмические неравенства» | |||
Глава 8. Первообразная и интеграл (9 ч.) | ||||
50 | Определение первообразной | |||
51 | Формулы нахождения первообразной | |||
52 | Решение упражнений на нахождение первообразных | |||
53 | Определенный интеграл. Задачи, приводящие к понятию интеграла | |||
54 | Понятие определённого интеграла | |||
55 | Формула Ньютона – Лейбница | |||
56 | Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла | |||
57 | Обобщающий урок | |||
58 | Контрольная работа №5 «Первообразная» | |||
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (11 ч.) | ||||
59 | Статистическая обработка данных | |||
60 | Решение комбинаторных задач | |||
61 | Определение вероятности | |||
62 | Сочетание | |||
63 | Простейшие вероятностные задачи | |||
64 | Размещения | |||
65 | Формула бинома Ньютона | |||
66 | Случайные события и их вероятности | |||
67 | Случайные события и их вероятности | |||
68 | Обобщающий урок | |||
69 | Контрольная работа №6 «Элементы статистики» | |||
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20 ч.) | ||||
70 | Равносильность уравнений | |||
71 | Равносильность уравнений | |||
72 | Общие методы решения уравнений | |||
73 | Метод разложения на множители | |||
74 | Метод введения новой переменной. Графический метод | |||
75 | Решение неравенств с одной переменной | |||
76 | Равносильность неравенств | |||
77 | Системы и совокупности неравенств | |||
78 | Системы и совокупности неравенств | |||
79 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | |||
80 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | |||
81 | Системы уравнений | |||
82 | Решение систем уравнений | |||
83 | Уравнения и неравенства с параметрами | |||
84 | Решение уравнений и неравенств с параметрами | |||
85 | Решение уравнений и неравенств с параметрами | |||
86 | Решение уравнений и неравенств с параметрами | |||
87 | Повторение по теме | |||
88 | Обобщающий урок | |||
89 | Контрольная работа №7 «Уравнения и неравенства» | |||
Итоговое повторение (13 ч.) | ||||
90 | Итоговое повторение. Тригонометрические выражения и их преобразование | |||
91 | Решение тригонометрических уравнений | |||
92 | Степени и корни | |||
93 | Преобразование выражений с корнями | |||
94 | Показательные логарифмические уравнения | |||
95 | Пробный ЕГЭ | |||
96 | Анализ пробного ЕГЭ | |||
97 | Решение текстовых задач | |||
98 | Решение текстовых задач | |||
99 | Решение текстовых задач | |||
100 | Решение текстовых задач | |||
101 | Решение текстовых задач | |||
102 | Итоговый урок |
Учебно-методический комплект
- А. Г. Мордкович Алгебра и начало анализа 10–11 классы. Учебник — М.: Мнемозина , 2015 г.;
- А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Задачник – М: Мнемозина , 2015 г.;
- А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Пособие для учителей М.: Мнемозина , 2015 г.;
- А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Контрольные работы — М.: Мнемозина , 2015 г.;
- А. Г. Мордкович, П.В.Семенов Алгебра и начала анализа 10 класс.
Учебник для профильного уровня — М.: Мнемозина , 2013 г.; Титаренко А.М. Форсированный курс подготовки к экзамену по математике: практикум, 5770 задач: Учебное пособие.- М.: Изд-во Эксмо, 2018.