Рабочая программа по курсу математики (алгебре и началам анализа) 11 класс (базовый уровень) на 2020 — 2021 учебный год

Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики 1 категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Стандарт основного общего образования по математике.

2. Учебного плана школы на 2020 — 2021 учебный год.

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 5 ч в неделю в 10 и 11 классах. Из них на алгебру и начала анализа по 2 часа в неделю и 1 ч. из школьного компонента, всего 3 часа.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа .

Задачи учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
  • знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Цели

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • строить графики изученных функций;
  • описывать по графику [2] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • построения и исследования простейших математических моделей;

Содержание учебного материала

1.Повторение материала 10 класса (4 ч)

2.  Степени и корни (17 ч).

Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенные функции, их свойства и графики.

3. Показательная и логарифмическая функции (28  ч).

       Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Показательные  и логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.

4.     Первообразная и интеграл (9 ч.)

Первообразная. Задачи, приводящие к определению определенного интеграла.

Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур.

5.  Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности (11 ч.)

Статистическая обработка данных. Определение вероятности. Сочетание. Размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятность. Комбинаторные задачи.

6.  Уравнения и неравенства и их системы (20 ч.)

Равносильность уравнений, неравенств, систем. Общие методы решения уравнений. Решение неравенств с одной переменной. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Система уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.

7.  Итоговое повторение (13 ч.).

Учебно-тематический план

Разделы, блоки Контроль Количество часов
    Контр.раб. Проверочные  
1 Повторение 1   4
2 Степени и корни 1 1 17
3 Показательная и логарифмическая функции 3 1 28
4 Первообразная и интеграл 1   9
5 Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности 1   11
6 Уравнения и неравенства и их системы 1   20
7 Итоговое повторение 1   13
  ИТОГО 8 3 102

Календарно-тематическое планирование уроков по алгебре и началам анализа в 11 классе из расчёта 3 часа в неделю, всего 102 часа

№ урока Тема раздела,  урока Дата Примечания
По плану Фактич.
    Повторение (4 ч.)        
1Повторение  
2Решение тригонометрических уравнений  
3Производная и её применение  
4Вводная контрольная работа  
   Глава 6. Степени и корни (17 ч.)     
5Понятие корня n – ой степени из действительного числа  
6Понятие корня n – ой степени из действительного числа  
7Функции у = n √х, их свойства и графики  
8Построение и чтение графиков  
9Свойства корня n – ой степени  
10Свойства корня n – ой степени  
11Свойства корня n – ой степени  
12Преобразование выражений, содержащих радикалы  
13Преобразование выражений, содержащих радикалы  
14Преобразование выражений, содержащих радикалы  
15Контрольная работа №1 «Степени корни»  
16Обобщение понятия о показателе степени  
17Степень с дробным показателем  
18Степенные функции, их свойства и графики  
19Степенные функции, их свойства и графики  
20Построение и чтение графиков степенных функций  
21Проверочная работа  
   Глава 7. Показательная и логарифмическая функции (28 ч.)     
22Показательная функция, её свойства и график  
23Показательная функция, её свойства и график  
24Построение графиков показательной функции  
25Показательные уравнения  
26Показательные неравенства  
27Решение показательных уравнений и неравенств  
28Обобщающий урок по теме «Показательная функция»  
29Контрольная работа №2 «Показательная функция»  
30Понятие логарифма  
31Логарифмическая функция, её свойства и график  
32Логарифмическая функция, её свойства и график  
33Свойства логарифма  
34Свойства логарифма  
35Логарифмические уравнения  
36Логарифмические уравнения  
37Логарифмические уравнения  
38Обобщающий урок по теме «Логарифмические уравнения»  
39Контрольная работа №3 «Логарифмические уравнения»  
40Логарифмические неравенства  
41Логарифмические неравенства  
42Логарифмические неравенства  
43Переход к новому основанию логарифма  
44Переход к новому основанию логарифма  
45Дифференцирование показательной и логарифмической функций  
46Дифференцирование показательной и логарифмической функций  
47Проверочная работа  
48Обобщающий урок  
49Контрольная работа №4 «Логарифмические неравенства»  
   Глава 8. Первообразная и интеграл (9 ч.)     
50Определение первообразной  
51Формулы нахождения первообразной  
52Решение упражнений на нахождение первообразных  
53Определенный интеграл. Задачи, приводящие к понятию интеграла  
54Понятие определённого интеграла  
55Формула Ньютона – Лейбница  
56Вычисление площадей плоских  фигур с помощью определённого интеграла  
57Обобщающий урок  
58Контрольная работа №5 «Первообразная»  
 Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (11 ч.)   
59Статистическая обработка данных  
60Решение комбинаторных задач  
61Определение вероятности  
62Сочетание  
63Простейшие вероятностные задачи  
64Размещения  
65Формула бинома Ньютона  
66Случайные события и их вероятности  
67Случайные события и их вероятности  
68Обобщающий урок  
69Контрольная работа №6 «Элементы статистики»  
 Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20 ч.)   
70Равносильность уравнений  
71Равносильность уравнений  
72Общие методы решения уравнений  
73Метод разложения на множители  
74Метод введения новой переменной. Графический метод  
75Решение неравенств с одной переменной  
76Равносильность неравенств  
77Системы и совокупности неравенств  
78Системы и совокупности неравенств  
79Уравнения и неравенства с двумя переменными  
80Уравнения и неравенства с двумя переменными  
81Системы уравнений  
82Решение систем уравнений  
83Уравнения и неравенства с параметрами  
84Решение уравнений и неравенств с параметрами  
85Решение уравнений и неравенств с параметрами  
86Решение уравнений и неравенств с параметрами  
87Повторение по теме  
88Обобщающий урок  
89Контрольная работа №7 «Уравнения и неравенства»  
Итоговое повторение (13 ч.)   
90Итоговое повторение. Тригонометрические выражения и их преобразование  
91Решение тригонометрических уравнений  
92Степени и корни  
93Преобразование выражений с корнями  
94Показательные логарифмические уравнения  
95Пробный ЕГЭ   
96Анализ пробного ЕГЭ
97Решение текстовых задач   
98Решение текстовых задач
99Решение текстовых задач   
100Решение текстовых задач
101Решение текстовых задач  
102Итоговый урок  

Учебно-методический комплект

  1. А. Г. Мордкович Алгебра и начало анализа 10–11 классы. Учебник  — М.: Мнемозина , 2015 г.;
  2. А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Задачник – М: Мнемозина , 2015 г.;
  3. А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Пособие для учителей  М.: Мнемозина , 2015 г.;
  4. А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Контрольные работы — М.: Мнемозина , 2015 г.;
  5. А. Г. Мордкович, П.В.Семенов Алгебра и начала анализа 10 класс.

      Учебник для профильного уровня — М.: Мнемозина , 2013 г.; Титаренко А.М. Форсированный курс подготовки к экзамену по математике: практикум, 5770 задач: Учебное пособие.- М.: Изд-во Эксмо, 2018.