Тема урока: «Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной»
Цели урока: совершенствовать практические навыки и умения учащихся по решению рациональных уравнений;
познакомить учащихся с новым методом решения уравнений: методом введения новой переменной;
развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические модели;
воспитывать познавательную активность, культуру общения, самостоятельность, учить самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу деятельности;
прививать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, печатные листы для работы учащихся на уроке.
Ход урока:
- Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас на уроке алгебры присутствуют гости: учителя из других школ нашего района. Давайте вместе их поприветствуем.
- Проверка домашнего задания.
— Для проверки домашнего задания предлагаю вам тест. Букву, соответствующую правильному ответу, нужно вписать в таблицу под номером задания.
1) Из каких чисел можно извлечь точный квадратный корень?
г) 64; 0,25; -4; 7; 1.
з) 64; 0,25; 1; 1,44.
2) Укажите квадратное уравнение, записанное в стандартном виде:
а) 3х2 + 32х + 30 = 0;
б) х2 = 2х + 48.
3) Назовите коэффициенты квадратного уравнения 5х2 – 13х + 9 = 0:
щ) а = 5, b = -13, c = 9;
ч) а = 5, b = 9, c = -13.
4) Какое из уравнений составлено верно, если старший коэффициент равен 3, второй коэффициент равен -5, свободный член 17?
р) -5х2 + 3х +17 = 0;
и) 3х2 – 5х + 17 = 0.
5) При каких значениях переменной алгебраическая дробь равна нулю?
д) при х = -2;
т) при х = 4.
6) Каков общий знаменатель дробей и ?
л) х + 2;
м) х – 2;
н) (х – 2)(х + 2).
7) Найдите ОДЗ выражения :
и) х 3 и х -3;
й) х 0 и х 2.
8) Выберите верное равенство:
к) (х3)2 = х6;
п) (х3)2 = х5.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
з | а | щ | и | т | н | и | к |
- Воспитательный момент.
— Какое слово получилось? Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано?
— Правильно. Совсем недавно отмечалась годовщина освобождения наших сёл от немецко-фашистских захватчиков, а также весь наш народ праздновал День защитника Отечества. Каждый из нас должен помнить о тех, кто защищал нашу страну в годы войны, о тех, кто сегодня охраняет наш покой.
- Актуализация опорных знаний.
— На доске записаны уравнения. Разбейте их на три группы и дайте название каждому виду уравнений.
-7х + 17 = 3;
+ = 3;
— х2 = 5х – 36;
(х – 2)2 = 3х – 8;
= ;
– = ;
1,2 – а = — 0,2а + 3,48.
(Уравнения: линейные с одной переменной, квадратные, дробно-рациональные).
— Какая группа уравнений оказалась самой многочисленной? Как вы считаете, почему? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Постановка цели и мотивация учебной деятельности.
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все
математические сезамы».
С. Коваль.
— Вы, наверное, поняли, что для успешного изучения математики нужно научиться хорошо решать уравнения. Попробуйте определить для себя, что хотите вы получить от сегодняшнего урока.
— А теперь подумайте, что надо сделать для осуществления ваших желаний.
- Формирование умений и навыков.
— Дайте определение рационального уравнения.
— Выберите любое из дробно-рациональных уравнений, записанных на доске, и на его примере проиллюстрируйте алгоритм решения уравнений этого вида.
Алгоритм решения рационального уравнения по учебнику А. Г. Мордковича
- Перенести все члены уравнения в одну часть.
- Преобразовать эту часть уравнения к виду алгебраической дроби .
- Решить уравнение p(x) = 0.
4.Для каждого корня уравнения p(x) = 0 сделать проверку: удовлетворяет ли он условию g(x) 0. Если да, то это корень данного уравнения; если нет, то в ответ его включать не следует.
— Такой порядок решения дробно-рационального уравнения приводится в учебнике А. Г. Мордковича, по которому вы занимаетесь. Но во многих других школах используют учебник Макарычева. Хочу познакомить вас с алгоритмом решения дробно-рациональных уравнений, который приводится в нём.
Алгоритм решения рационального уравнения по учебнику Ю. Макарычева
1.Найти общий знаменатель дробей. Входящих в уравнение.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Найти дополнительные множители к дробям.
- Решить получившееся целое уравнение.
- Исключить из корней те, которые обращают общий знаменатель в нуль.
- Работа в парах.
— Надеюсь, что у вас сформировались прочные навыки решения данных уравнений. Предлагаю проверить знания в ходе игры «Умники и умницы». У вас на столе карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые (красная, зелёная и жёлтая дорожки). Красная дорожка: ошибок быть не должно (высокий уровень сложности). Зелёная дорожка: допускается одна вычислительная ошибка (средний уровень). Жёлтая дорожка: допускаются две ошибки (низкий уровень). Работать вы будете в парах, советуясь друг с другом и помогая друг другу.
Красная карточка =
Зелёная карточка =
Жёлтая карточка =
(Проверка и оценивание работ).
- Изучение нового материала.
— Откройте задачники на с.141 и найдите №26.14 уравнение а).
х4 – 17х2 + 16 = 0.
— Уравнения какого вида оно вам напоминает? (Квадратные)
— Давайте вместе шаг за шагом попробуем решить это уравнение.
(х2)2 – 17х2 +16 = 0.
Пусть х2 = а, тогда
а2 — 17а + 16 = 0 и т. д.
— Уравнения вида ах4 + bх2 + с = 0 называются биквадратными («би» – 2, дважды квадратное уравнение).
- Закрепление изученного.
№26.14(б).
- Подведение итогов урока.
— Подведём итог нашей работы. Пускай каждый из вас продолжит предложение «После сегодняшнего урока я могу … .»
- Домашнее задание: п. 26 (2 часть), №26.10(а), №26.14(в).
- Этап рефлексии.
— Найдите на столе карточки для этапа рефлексии. Прошу вас выразить одним предложением ваше настроение после урока.
1.Мне было интересно и понятно.
- Мне было интересно, но непонятно.
- Мне было не интересно, но понятно.
- Мне было не интересно и непонятно.
— Спасибо вам за урок.