Рабочая программа по курсу алгебры 7-9 классы (базовый уровень) на 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы

Составитель: Гурова Елена Николаевна, учитель математики 1 категории            

Оглавление:

№ п/пНазвание разделаНомер страницы
1.Титульный лист1
2.Оглавление2
3.Пояснительная записка3-5
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета6-12
5.Содержание учебного предмета13-22
6.Тематическое планирование23-24
7.Список используемой литературы25

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учителей математики, работающих в 7-9 классах по УМК Ю.Н.Макарычева и др. и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №13.

3.Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы  — 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)

4.Программы к учебникам « Алгебра, 7», «Алгебра, 8», «Алгебра, 9»  для общеобразовательных школ авторов  Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова 

Сборник рабочих программ. Алгебра 7 – 9 классы.

 (сост.  Т.А. Бурмистрова   — М.: «Просвещение», 2014)

Обучение алгебре в основной школе направлено на достижение следующих  

Целей изучения:

1.  В направлении личностного развития

  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к

умственному эксперименту;

  • Формирование  у учащихся интеллектуальной честности и объективности,

способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из

обыденного опыта;

  • Воспитание  качеств  личности, обеспечивающих социальную мобильность,

способность принимать самостоятельные решения;

  • Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном

информационном обществе;

  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2.   В метапредметном направлении

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,

о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания

действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта

математического моделирования;

  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для

математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для

различных сфер человеческой деятельности.

3.   В предметном направлении

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для

продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных

учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов

мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • развитие логического мышления учащихся.
  • освоение компетенций(учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,

личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно — научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, проводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Планируемые  результаты  изучения курса алгебры

в 7-9 классах

7 класс

Рациональные числа

Выпускник  научится:

1)  понимать  особенности десятичной  системы  счисления;

2)  владеть  понятиями,  связанными  с делимостью  натуральных  чисел;

Выпускник получит возможность:

3)  познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

Действительные числа

Выпускник  научится:

1) использовать  начальные  представления  о множестве  действительных  чисел,

Выпускник получит возможность:

2) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике:

Измерения,  приближения,  оценки

Выпускник  научится:

  1. использовать  в ходе решения  задач  элементарные  представления,  связанные  с  приближёнными  значениями  величин.

Выпускник получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Алгебраические  выражения

Выпускник  научится:

1) владеть понятиями  «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

Выпускник получит возможность:

2)научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов.

Уравнения

Выпускник  научится:

1) решать основные  виды рациональных  уравнений с одной переменной.

Выпускник получит возможность:

2) овладеть специальными приемами решения уравнений.

8 класс

Рациональные  числа

Выпускник  научится:

1)  выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

2)  сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

3)  выполнять  вычисления  с рациональными  числами,  сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

Выпускник получит возможность:

4)  познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

5) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

Действительные числа

Выпускник  научится:

1)  владеть  понятием квадратного  корня,  применять  его в  вычислениях.

Выпускник получит возможность:

2) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике:

Измерения, приближения,  оценки

Выпускник  научится:

1)использовать  в ходе решения  задач  элементарные  представления,  связанные  с  приближёнными  значениями  величин.

Выпускник получит возможность:

2)понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

Алгебраические выражения

Выпускник  научится:

1)  выполнять  преобразования  выражений,  содержащих  степени  с  целыми показателями  и  квадратные  корни;

2)  выполнять  тождественные  преобразования  рациональных  выражений  на основе  правил  действий  над  многочленами и алгебраическими  дробями;

3)  выполнять  разложение многочленов  на  множители,

Выпускник получит возможность:

4)научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;

Уравнения

Выпускник  научится:

1) решать основные  виды рациональных  уравнений с одной переменной,  системы двух  уравнений с  двумя  переменными;

2)  понимать  уравнение как  важнейшую  математическую модель  для  описания  и изучения  разнообразных  реальных ситуаций, решать текстовые  задачи  алгебраическим  методом;

3)  применять  графические  представления  для  исследования уравнений, исследования  и решения систем уравнений с  двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений;  уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Неравенства

Выпускник  научится:

1)  понимать  и  применять  терминологию  и  символику,  связанные  с  отношением  неравенства,  свойства  числовых  неравенств;

Выпускник получит возможность научиться:

2) разнообразным приемам доказательства неравенств.

Основные понятия.  Числовые функции

Выпускник  научится:

1)  строить  графики  элементарных  функций; исследовать свойства  числовых функций на  основе  изучения  поведения  ихграфиков;

Выпускник получит возможность научиться:

2) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций.

9 класс

Рациональные  числа

Выпускник  научится:

1)  использовать понятия и учения, связанные  с  пропорциональностью величин, процентами  в  ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Выпускник получит возможность:

2) научиться использовать приемы , рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Выпускник  научится:

1)  владеть  понятием квадратного  корня,  применять  его в  вычислениях.

Выпускник получит возможность:

2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Алгебраические выражения 

Выпускник  научится:

1)  выполнять  тождественные  преобразования  рациональных  выражений  на основе  правил  действий  над  многочленами и алгебраическими  дробями;

2)  выполнять  разложение многочленов  на  множители,

Выпускник получит возможность:

3) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).

Уравнения

Выпускник  научится:

1)  понимать  уравнение как  важнейшую  математическую модель  для  описания  и изучения  разнообразных  реальных ситуаций, решать текстовые  задачи  алгебраическим  методом;

Выпускник получит возможность:

2)применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник  научится:

1)  решать линейные  неравенства  с  одной  переменной  и  ихсистемы; решать квадратные  неравенства  с  опорой  на  графические  представления;

2)  применять  аппарат  неравенств  для  решения задач  из различных  разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

3) разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач смежных предметов, практики;

4) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Основные понятия.  Числовые функции

Выпускник  научится:

1) понимать  и  использовать  функциональные понятия  и язык  (термины, символические  обозначения);

2)  строить  графики  элементарных  функций; исследовать свойства  числовых функций на  основе  изучения  поведения  ихграфиков;

3)  понимать  функцию  как  важнейшую  математическую  модель  для  описания  процессов  и  явлений  окружающего  мира,применять  функциональный язык  для  описания  и исследования  зависимостей  между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-задачные, с «выколотыми» точками и т.п.);

5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Числовые последовательности

Выпускник  научится:

1)  понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

2)  применять  формулы, связанные  с  арифметической  и  геометрической прогрессиями,  и  аппарат,  сформированный  при изучении  других  разделов курса,  к решению задач,  в  том  числе с  контекстом  из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессий, применять при этом аппарат уравнений и неравенств;

4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.

Описательная статистика

Выпускник  научится  использовать  простейшие  способы представления  и  анализа статистических  данных.

Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в идее таблицы, диаграммы.

Случайные события и вероятность

Выпускник  научится  находить  относительную  частоту  и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Комбинаторика

Выпускник  научится  решать комбинаторные  задачи  на  нахождение  числа объектов или  комбинаций.

Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

Система оценивания

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного

опроса, текущих и итоговых письменных работ.

    Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется

программой по математике. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется

усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года

обучения.

При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и

умения применять их к решению учебных и практических задач.

Работа, состоящая из примеров:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки.

Отметка «2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» –1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.

Отметка «2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4»–1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в

задаче.

Отметка «3»  2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным.

Отметка «2» – 4 и более грубых ошибки.

Контрольный устный счет:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1-2 ошибки.

Отметка «3» – 3-4 ошибки.

Отметка «2» – 5 и более ошибок.

 Шкала оценивания тестовых заданий:

 Тестовые оценки, как правило, следует переводить в пятибалльную систему. Обычно, осуществляется по следующей схеме:

  ● оценка «5» (отлично) выставляется за верные ответы, которые составляют 91 % и более о

общего количества вопросов; 

● оценка «4» (хорошо) соответствует работе, которая содержит от 71 % до 90 % правильны

ответов; 

● оценка «3» (удовлетворительно) от 50 % до 70 % правильных ответов; 

● работа, содержащая менее 50 % правильных ответов оценивается как

неудовлетворительная.

  Примечания:

  1.За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

  2.За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по   

математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

   3.Учащимся, имеющим нарушения моторики, левшам не снижается оценка за почерк и

качество выполняемых построений геометрических объектов.

Содержание курса алгебры в 7 – 9 классах

В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. На ряду с этими в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтелектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о Функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов.  Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Описание места учебного предмета АЛГЕБРА в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение алгебры в 7 — 9 классах основной школы отводит 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 306 уроков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Алгебра»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1)  сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2)  сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3)  сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4)  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5)  представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6)  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7)  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2)  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения,

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8)  сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информаuионно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9)  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

|4) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15)  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предмеmные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их извлечения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

7)  овладение основными способами представления анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий,

8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как  отношение m/n, где m — целое  число,  n – натуральное. Степень с целым  показателем.

Действительные числа.  Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.

Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.

Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями.  Сравнение действительных чисел.

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.

Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире, Выделение множителя — степени десяти в записи числа. Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенноговыражения. Допустимые значения переменных.Подстановкавыражений вместо переменныхПреобразование буквенныхвыражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

Степень с натуральным показателем и её свойства, одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разностиквадратов. Преобразование целого выражения в многочлен.Разложениемногочленовна множители. Многочлены с однойпеременной. Корень многочлена. Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.

Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраическойдроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства.

Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.

Квадратные корни. Свойства арифметических квадратныхкорней и их применения к преобразованию числовых выражений и вычислениям.

Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнении.

Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета.  Применение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней. Решение дробно-рациональных уравнении.

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.

Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент, прямой; условие параллельности прямых.  График простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.

Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.

Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.

ФУНКЦИИ

Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. 0бласть определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.

Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, ее график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций y= , y= , y= .

Числовые последовательности. Понятие  числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой  n-го  члена.

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулыn-го  члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n-х членов. Изображение членов арифметическойи  геометрической прогрессий точками координатной плоскости.  Линейный  и экспоненциальный рост. Сложные проценты.

Статистика. Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события. Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики. Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины. Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовыхмножеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств.

Иллюстрация отношений между множествами с помощьюдиаграмм Эйлера–Венна.

Элементы  логики. Понятие о равносильности, следовании,употребление логических связок еслu…,то…,в  mом  u mоль-ко  в  mом случае,  логические  связки  u,  uлu.

Математика в историческом развитии

История  формирования понятия числа:  натуральные числа,дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений,  иррациональные числа. Старинные системызаписи чисел.Дробив Вавилоне, Египте, Риме, Открытие десятичных дробей. Старинные  системы  мер. Десятичные дроби и метрическая система  мер.  Появление отрицательных чисели нуля.  Л. Магницкий.  Л, Эйлер.

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

Зарождение алгебры в недрахарифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П.Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических  уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, больше четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано,  Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.

Задача  Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача  о шахматной  доске.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма  и  Б.  Паскаль. Я,  Бернулли. А.Н. Колмогоров.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.

Направления проектной деятельности

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

 Темы проектов, предлагаемых в 7 классе:

  1.  Старинные системызаписи чисел.Дробив Вавилоне, Египте, Риме, Открытие десятичных дробей.
  2.  Старинные  системы  мер. Десятичные дроби и метрическая система  мер.
  3.  Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки. (Л. Магницкий,  Л. Эйлер.)

        Темы проектов, предлагаемых в 8 классе:

  1.  Школа Пифагора.
  2.  Зарождение алгебры в недрахарифметики. Ал-Хорезми.
  3.  Рождение буквенной символики. П.Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт.

        Темы проектов, предлагаемых в 9 классе:

  1. Задача  Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача  о шахматной  доске.
  2. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма  и  Б.  Паскаль. Я,  Бернулли. А.Н. Колмогоров.
  3. Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.
  4. Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.

Виды учебной деятельности, обеспечивающие формирование ИКТ-компетенций

         Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как:

  • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
  • создание и редактирование текстов;
  • создание и редактирование электронных таблиц;
  • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
  • создание и редактирование презентаций;
  • создание и редактирование графики и фото;
  • создание и редактирование видео;
  • создание музыкальных и звуковых объектов;
  • поиск и анализ информации в Интернете;
  • моделирование, проектирование и управление;
  • математическая обработка и визуализация данных;
  • создание веб-страниц и сайтов;
  • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.

Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может быть обеспечено усилиями команды учителей-предметников, согласование действий которых обеспечивается в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу.

 Тематическое планирование

7 класс – 3 часа в неделю

№ главыНазвание главыКоличество контрольных работКоличество часов
1.Выражения, тождества, уравнения222
2.Функции111
3.Степень с натуральным показателем111
4.Многочлены217
5.Формулы сокращённого умножения219
6.Системы линейных уравнений116
7.Повторение16

8 класс – 3 часа в неделю

№ главыНазвание главыКоличество контрольных работКоличество часов
1.  Повторение1    5
2.  Рациональные дроби2    23
3.  Квадратные корни2    19
4.  Квадратные уравнения2    21
5.  Неравенства2    20
6.Степень с целым показателем. Элементы статистики2    13

9 класс – 3 часа в неделю

№ главыНазвание главыКоличество контрольных работ  Количество часов
1.  Повторение1    6
2.Свойства функций. Квадратичная функция2    22
3.  Уравнения и неравенства с одной переменной1  14
4.Уравнения и неравенства с двумя переменными1    17
5.Арифметическая и геометрическая прогрессии2  15
6.Элементы комбинаторики и теории вероятностей1    13
 7.Итоговое повторение15